Суточные по Украине

Путеводитель по разделу. Ставка 0 %, доходы, расходы, амортизация, декларация. Переходное.

Модератор: Печкин

UNREAD_POST vins » 06 июн 2011, 17:10

Ol_ua писал(а):ограничение п.п. 139.1.12 НКУ не должно распространяться на командировочные расходы, поскольку получателем «командировочных» услуг является работник, а не само предприятие, а предприятие лишь возмещает понесенные расходы согласно ст. 121 КЗоТ. Но учитывая, что налоговики с таким подходом пока не согласны, естественно многие работодатели распространяют такое ограничение и на командировочные расходы.


Ух, смело :)
У Vetal'а нашлись сторонники

Vetal' » 18 фев 2011, 14:17

Ol_ua писал(а):На мой взгляд, в цепочке предприятие :arrow: командированный сотрудник :arrow: гостиница между предприятием и сотрудником отношения не носят гражданско-правового характера и возмещение расходов...


Поэтому и предполагаем, что расходы должны быть. Гражданско-правовые отношения есть между командированным и гостинницей. Между командированным и предприятием - возмещение затрат согласно трудовому законодательству.

Ol_ua писал(а):... возмещение расходов, которое осуществляет предприятие в пользу сотрудника, сродни возмещению суммы, которую сотрудник тратит при приобретении ТМЦ для предприятия, если вдруг выданных ему средств не хватило. Или тут автоматически происходит переквалификация на гражданско-правовые отношения?



Не думаю. Подумал еще, есть мысли. Дело в том, что закупку ТМЦ уполномоченным сотрудником (даже если она будет предусмотрена должностной инструкцией), скоре всего, логичнее рассматривать все-таки как аналог представительства/поручения. Да и документы, в .т.ч. НН, выписывают обычно на предприятие... Есть конечно нестыковочки, но все они из-за того, что закупку ТМЦ работником, как одну из его трудовых функций, выводят из КЗоТа логически, а отдельно это понятие не выписано. Т.е. по командировкам есть чем крыть - ст. 121 КЗоТ, а по подотчету - нетути.
Да и разделение подобное (на трудовые и гражданско-правовые отношения) было раньше актуальным в основном лишь для определения срока давности по подотчетным суммам (т.е. для определениядаты отражения ВД по просроченным расчетам). А тут еще такая тема появилась. Поэтому в данном случае, склоняюсь, что физик-закупщик (не командированный), действующий в рамках трудовых обязанностей, все-таки сродни представителю/поверенному.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

UNREAD_POST vins » 06 июн 2011, 17:52

Не стал искать по ветке, но вопрос возникал - о том, как считать суточные, точнее сутки.
Оказывается, не только на семинарах Лиги рассказывают, что сутки - это только если 24 часа. Дебет-Кредит на тех же позициях (№ 23 за 2011 год, с. 33).
ГНАУ письмом от 12.05.2011 г. No5675/5/15-0316 разъяснила, что суточные выплачиваются за каждый день пребывания работника в командировке, учитывая выходные, праздничные и нерабочие дни (включая день выбытия и день прибытия). А вот осторожные бухгалтеры будут считать количество ночей, т. е. день отъезда и день приезда — 1 сутки (как это считалось до 1997 года).

До 31.03.2011 г. в пп. 5.4.8 Закона о прибыли предусматривалось списание в составе ВР сумм суточных из расчета за каждый день командировки, включая день выезда и приезда. Но с 01.04.2011 г. в налоговом учете списание сумм суточных в составе налоговых расходов производится в соответствии с пп. 140.1.7 НКУ из расчета на сутки,
поэтому автор считает, что суммы суточных в составе налоговых расходов списываются не по дням, а по суткам командировки!

... предприятие как направляло работника в командировку на срок в днях, так и продолжает направлять в днях. Только, по мнению автора, в этих днях есть определенное количество суток, которое необходимо определить для налогового учета.
Каких только вариантов автор не наслушалась на семинарах в части определения «суток» командировки... И время, когда работник вышел из офиса и вернулся в него из командировки. И время, когда у него отбывает транспорт (поезд или самолет) и прибывает назад. И это время является стартом и финишем при исчислении количества часов для подсчета суток командировки. Даже были предложения по исчислению среднечасовой суммы суточных.
Но оставим все эти догадки.
Обратимся к Инструкции No59. Хотя она касается только госпредприятий, но применять ее как рекомендательную можно всем предприятиям. Порядок определения суток командировки нам подсказывает сама Инструкции No59 в п. 8 раздела: «Днем выбытия в командировку считается день (а не час, поэтому никаких среднечасовых суточных! — Прим. автора) отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства с места постоянной работы командированного работника, а днем прибытия из командировки — день прибытия транспортного средства в место постоянной работы командированного работника. При отправлении транспортного средства до 24-х часов включительно днем выбытия в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее — следующие сутки».
Все четко: день командировки — это день, указанный в приказе о командировке. И сутки этого дня начинаются в 00:00 часов и заканчиваются в 24:00 часа, вторые сутки начинаются уже в 00:00 часов следующего дня, и так далее — до дня возвращения. Обратите внимание: для определения суток должна учитываться ночь — переход часов
на 00:00 часов следующего дня. И здесь начинается самое интересное!
Поскольку ГНАУ до сих пор не предоставила официальных разъяснений, определение суток можно условно разделить на два варианта.
Вариант 1. Для смелых бухгалтеров «сутки = день командировки».
Вариант 2. Для осторожных бухгалтеров (к ним относится и автор статьи) количество суток лучше всего определять по количеству ночей в командировке, поскольку пп. 140.1.7 НКУ не определяет порядок исчисления суток для сумм суточных. Становится понятно, что день выезда и день приезда охватывают одну ночь. А значит, одни сутки. Все остальные дни командировки с ночами охватывают полные сутки.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

UNREAD_POST Печкин » 06 июн 2011, 18:14

vins писал(а):Оказывается, не только на семинарах Лиги рассказывают, что сутки - это только если 24 часа. Дебет-Кредит на тех же позициях (№ 23 за 2011 год, с. 33).


Я могу ошибаться, но сдается мне что это одни и те же уста.
Но складывается впечатление, что отовсюду такие мысли льются :D
живу на Бухфоруме
Аватар пользователя
Печкин
 
Сообщений: 6649
Зарегистрирован: 18 ноя 2010, 13:03
Благодарил (а): 73 раз.
Поблагодарили: 2878 раз.

UNREAD_POST Анна Сергеевна » 06 июн 2011, 23:55

Вопрос - В соответствии с подпунктом 140.1.7 НКУ командировочные расходы компенсируются работникам с трудовыми отношениями и членам руководящих органов ( НС,РК и прочие). Члены НС -нерезиденты - акционеры АО. Общество по уставу и положению о НС компенсирует им расходы при командировке в Украину из зарубежья для выполнения обязанностей членов наблюдательного совета.Есть расходы ?!!!
Аватар пользователя
Анна Сергеевна
 
Сообщений: 258
Зарегистрирован: 25 фев 2011, 13:06
Благодарил (а): 133 раз.
Поблагодарили: 79 раз.

UNREAD_POST vins » 07 июн 2011, 00:22

Анна Сергеевна писал(а):Вопрос - В соответствии с подпунктом 140.1.7 НКУ командировочные расходы компенсируются работникам с трудовыми отношениями и членам руководящих органов ( НС,РК и прочие). Члены НС -нерезиденты - акционеры АО. Общество по уставу и положению о НС компенсирует им расходы при командировке в Украину из зарубежья для выполнения обязанностей членов наблюдательного совета.Есть расходы ?!!!


Думаю, что да, при надлежащем документальном обеспечении.

По Закону о налоге на прибыль налоговики признавали возможность отнесения к валовым расходам сумм возмещения членам наблюдательного совета, и тут не должно быть разницы - резидент это или нерезидент.


ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
ЛИСТ від 06.10.2010 р. N 10344/6/17-0716


Щодо відрядження членів спостережної ради

Законом України від 17.09.2008 р. N 514 "Про акціонерні товариства" встановлено, що наглядова рада акціонерного товариства є органом, що здійснює захист прав акціонерів товариства, і в межах компетенції, визначеної статутом, контролює та регулює діяльність виконавчого органу.

Відповідно до Закону України "Про господарські товариства" від 19.09.91 р. N 1576 статутом акціонерного товариства або за рішенням загальних зборів акціонерів на спостережну раду може бути покладено виконання окремих функцій, що належать до компетенції загальних зборів.

Згідно із підпунктом 5.4.8 пункту 5.4 статті 5 Закону України "Про оподаткування прибутку підприємств" до складу валових витрат платника податку включаються визначені у цьому підпункті витрати на відрядження фізичних осіб, що перебувають у трудових відносинах з таким платником податку або є членами керівних органів платника податку.

Господарським кодексом України (ст. 89) встановлено, що управління діяльністю господарського товариства, зокрема акціонерного, здійснюють його органи та посадові особи. При цьому посадовими особами товариства визнаються голова та члени виконавчого органу, голова ревізійної комісії, а у разі створення ради товариства (спостережної ради) - голова і члени цієї ради.

З врахуванням наведеного, якщо статутом акціонерного товариства, положенням про наглядову раду, іншими розпорядчими документами банку передбачено можливість направлення у відрядження членів або голови наглядової ради, та таке направлення у відрядження здійснюється для виконання функцій управління діяльністю акціонерного товариства, то на витрати, пов'язані з таким відрядженням у межах встановлених чинним законодавством норм, можуть бути розповсюджені положення підпункту 4.3.2 пункту 4.3 статті 4 Закону України від 22 травня 2003 року N 889 "Про податок з доходів фізичних осіб" <...>.


Из ЕБНЗ
Діє до 01.01.2011 Чи включаються до складу ВВ витрати на відрядження голови та членів правління, наглядової ради, а також голови ревізійної комісії акціонерного товариства?
Коротка відповідь: Так, включаються.
Повна відповідь: Ст. 89 Господарського кодексу України визначено, що посадовими особами товариства визнаються голова та члени виконавчого органу, голова ревізійної комісії (ревізор), а у разі створення ради товариства (спостережної ради) — голова і члени цієї ради. Обмеження щодо поєднання однією особою зазначених посад встановлюються законом. Ст. 23 Закону України від 19 вересня 1991 року №1576-XII „Про господарські товариства” визначено, що посадовими особами органів управління товариства визнаються голова та члени виконавчого органу, голова ревізійної комісії, а у товариствах, де створено раду товариства (спостережну раду), — голова та члени ради товариства (спостережної ради). Відповідно до п. 1.2 Порядку застосування норм пункту 15.4 статті 15 Закону України "Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами", затвердженого наказом ДПАУ від 19.03.01. №113, посадові особи — це фізичні особи, які займають постійно чи тимчасово на підприємствах, в установах чи організаціях (юридичних особах — платниках податків) незалежно від форм власності посади, пов’язані з виконанням організаційно-розпорядчих або адміністративно-господарських обов’язків, або виконують такі обов’язки за спеціальним повноваженням. Пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закону України від 28 грудня 1994 року №334/94-ВР „Про оподаткування прибутку підприємств” зі змінами та доповненнями (далі – Закон) передбачено, що до складу валових витрат включаються витрати на відрядження фізичних осіб, що перебувають у трудових відносинах з таким платником податку або є членами керівних органів платника податку, у межах фактичних витрат особи, яку відряджено, на проїзд (включаючи перевезення багажу) як до місця відрядження і назад, так і за місцем відрядження, оплату вартості проживання у готелях (мотелях), а також включених до таких рахунків витрат на харчування чи побутові послуги (прання, чистка, лагодження та прасування одягу, взуття чи білизни), найм інших жилих приміщень, телефонних рахунків, оформлення закордонних паспортів, дозволів на в’їзд (віз), обов’язкового страхування, витрат на усний та письмовий переклади, інших документально оформлених витрат, пов’язаних з правилами в’їзду та перебування у місці відрядження, включаючи будь-які збори і податки, що підлягають сплаті у зв’язку зі здійсненням таких витрат. Зазначені витрати можуть бути включені до складу валових витрат платника податку лише за наявності підтверджуючих документів, що засвідчують вартість цих витрат у вигляді транспортних квитків або транспортних рахунків (багажних квитанцій), рахунків з готелів (мотелів) або від інших осіб, що надають послуги з розміщення та проживання фізичної особи, страхових полісів тощо. Не включається до складу витрат платника податку готівка, витрачена на цілі, визначені підпунктами 5.3.1 та 5.4.4 цієї статті, а також на цілі, не пов’язані з відшкодуванням особистих витрат фізичної особи, яка перебуває у відрядженні. Будь-які витрати на відрядження можуть бути включені до складу валових витрат платника податку за наявності підтверджуючих документів щодо зв’язку такого відрядження з основною діяльністю такого платника податку — запрошень приймаючої сторони, діяльність якої збігається з діяльністю платника податку; укладеного договору (контракту); інших документів, які встановлюють або засвідчують бажання встановити цивільно-правові відносини; документів, що засвідчують участь особи, яка відряджена стороною, у переговорах, конференціях або симпозіумах, які проводяться за тематикою, що збігається з основною діяльністю платника податку. Оскільки голова та члени правління, наглядової ради, а також голова ревізійної комісії акціонерного товариства відповідно до законодавства є членами керівних органів платника податку, то витрати на їх відрядження можуть бути віднесені до складу валових витрат за правилами, встановленими пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закону


Поскольку в НКУ аналогичная норма, то и теперь должны признавать. Да, строго говоря, поездка члена наблюдательного совета под определение командировки не подпадает, но так было и раньше. Для членов наблюдательного совета - будь то лицо, проживающее в другом городе, либо в другой стране - достаточно, чтобы это была поездка, связанная с выполнением его обязанностей как члена данного органа хозобщества. Плюс - наличие документов, подтверждающих расходы.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

UNREAD_POST Анна Сергеевна » 07 июн 2011, 00:30

Смущает слова - направляются,командируются и т.д. Мы не можем их командировать - они живут и работают в другой стране и к нам приезжают " наблюдать" за своей собственностью.Но я согласна,что эти командировки " наоборот" связаны с управлением обществом,тем более в положении об НС такие компенсации прямо указаны.

За это сообщение автора Анна Сергеевна поблагодарил:
vins
Аватар пользователя
Анна Сергеевна
 
Сообщений: 258
Зарегистрирован: 25 фев 2011, 13:06
Благодарил (а): 133 раз.
Поблагодарили: 79 раз.

UNREAD_POST vins » 07 июн 2011, 09:46

Анна Сергеевна писал(а):Смущает слова - направляются,командируются и т.д. Мы не можем их командировать - они живут и работают в другой стране и к нам приезжают " наблюдать" за своей собственностью.Но я согласна,что эти командировки " наоборот" связаны с управлением обществом,тем более в положении об НС такие компенсации прямо указаны.


Получилось пока найти лишь пару таких консультаций (и ни одного судебного решения :()

Учредителя можно направить в командировку
Учредитель общества с ограниченной ответственностью, не состоящий с ним в трудовых отношениях, планирует провести переговоры с партнерами предприятия, находящимися в другом городе. Можно ли рассматривать такую поездку как служебную командировку и возместить учредителю связанные с ней расходы? Каковы налоговые
последствия такой операции?
(г. Винница)
Начнем с того, что согласно п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль в валовые расходы налогоплательщика включаются командировочные расходы
физических лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях или являются членами его руководящих органов.
На наш взгляд, все участники общества с ограниченной ответственностью являются членами руководящих органов. На это указывают нормы ГКУ. Так, в соответствии со ст. 97 ГКУ управление обществом осуществляют его органы. Таким органом управления (т. е. руководящим органом) считается общее собрание участников (учредителей) и его исполнительный орган. О том, что общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью является его высшим органом, говорит п. 1 ст. 145 ГКУ. Создание же исполнительного органа, установление его компетенции и состава осуществляется на основании решения органа управления — общего собрания общества (п. 2 ст. 99 ГКУ).
Согласно п. 1 ст. 116 ГКУ участники хозяйственного общества имеют право в соответствии с учредительными документами и законом принимать участие в управлении обществом в порядке, установленном учредительными документами, кроме случаев, установленных законом.
А можно ли участника (учредителя) общества с ограниченной ответственностью направить в командировку?
Как вы помните, под служебной командировкой Инструкция № 59 подразумевает поездку работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Возникает мысль, что данный документ позволяет направить в командировку лишь работника предприятия и что учредителя это не касается, поскольку он работником не является (если не состоит с предприятием в трудовых отношениях).
На самом деле это не так, ведь Инструкция № 59 разработана специально во исполнение норм Закона о налоге на прибыль, а он имеет высшую юридическую силу, и подзаконные документы не могут ни сужать, ни изменять его нормы. Следовательно, участник (учредитель) общества с ограниченной ответственностью, являясь членом органа управления (т. е. руководящего органа), может быть направлен в командировку. А общество, в свою очередь, имеет полное право на основании п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль отнести в состав валовых расходов потраченные таким учредителем суммы командировочных.
Правда, по мнению ГНАУ, в круг лиц, по командировкам которых у общества возникает право на валовые расходы, могут входить только члены его исполнительного органа (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 11, с. 14).
Однако этот вывод представляется спорным, поскольку в руководящий орган, о котором идет речь в п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль, как сказано выше, входит не только исполнительный орган, но и общее собрание участников.
Кстати, Минфин в письме от 23.03.2006 г. № 31-26030-12-29/6045 подошел к этому вопросу не так узко, констатировав, что предприятие имеет право направлять в командировку членов руководящего органа. Полагаем, что здесь говорится об органе управления в целом.
Между прочим, положительное решение по этому вопросу было принято Минфином еще в письмах от 06.06.2002 г. № 041-407-456/13-3991 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2002, № 56) и от 16.10.2003 г. № 31-03173-07-29/3846 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 92).
Теперь что касается размера суточных, которые могут выдаваться командированному учредителю. Как вы знаете, постановлением № 663 размеры суточных определены только для работников предприятий, а для членов руководящих органов предельные нормы не установлены. В связи с этим может появиться соблазн выплачивать учредителям суточные в неограниченных размерах.
Делать этого не советуем. В данном случае разумнее, применяя аналогию п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль, использовать те же нормы, что и для работников. Тогда у проверяющих не возникнет вопросов ни с законностью такой выплаты, ни с ее валоворасходностью, ни с отсутствием объекта обложения налогом с доходов физических лиц в соответствии с п.п. 4.3.2 Закона № 889.
Впрочем, никто не запрещает произвести выплату суточных учредителям, а также работникам предприятия в повышенных размерах. Только учтите, что при этом сумма превышения суточных расходов над предельными нормами:
— не включается в состав валовых расходов предприятия;
— облагается налогом с доходов физических лиц по ставке 15 %.
На это обращает внимание ГНАУ в письме от 27.04.2004 г. № 7534/7/17-3117 (см. спецвыпуск «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 7).
И в завершение несколько слов о бухгалтерском учете командировочных расходов, понесенных учредителями. Поскольку в большинстве случаев командировки учредителей связаны с решением административно-управленческих вопросов, рекомендуем отражать эти расходы на счете 92 «Административные расходы». Хотя при строго формальном подходе данные расходы следовало бы относить на субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности». А тем, кто не использует счета класса 9, имеет смысл отражать эти расходы на счете 84 «Прочие операционные расходы».
Наталья Белова, экономист-аналитик
"Налоги и бухгалтерский учет" № 38 за 2007 г., с. 18-19


В Минфине так давно пишут инструкции, что совсем забыли о члене органа
(командировка которого должна относиться на валовые затраты)


Не секрет, что иногда предприятию бывает лучше послать в командировку для решения каких-то вопросов не своего работника, а какого-нибудь учредителя (акционера). Человек он предприятию не чужой и, хотя в трудовых отношениях с ним не состоит, интересы своего АО будет блюсти, пожалуй, даже получше наемного работника. Однако при этом неизбежно встает вопрос: можно ли относить расходы на командировку такого акционера-неработника на валовые затраты?

Подпункт 5.4.8 Закона О Прибыли разрешает включать в валовые затраты расходы на командировки физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с плательщиком налога или являющихся членами руководящих органов плательщика налога. Однако согласно Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59,*

* См. «Бухгалтер» № 33'2001, с. 44.

«служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия, объединения, учреждения, организации (далее — предприятие) на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы».

Как видите, поездки членов руководящих органов, которые не являются работниками предприятия, служебными командировками вообще не считаются. Может, они считаются какими-то иными, не служебными командировками? Увы, приходится констатировать, что никаких иных командировок действующее законодательство не знает.

Итак, вроде бы напрашивается вывод о том, что хотя Закон О Прибыли позволяет отнести на валовые затраты расходы на командировки членов руководящих органов*, но поездки их командировками как таковыми не являются. То есть данная норма Закона — мертворожденная.

* Здесь и далее под такими членами будем понимать только лиц, не состоящих в трудовых отношениях с плательщиком.

Однако мы полагаем, что плательщики все-таки вправе включать в валовые затраты расходы на подобные поездки. Аргументировать свои действия они могут следующим образом.

Законодатель, давая норму в 5.4.8, был, скорее всего, во вполне вменяемом состоянии, а также в трезвом рассудке. И раз уж он признал командировки этих членов «валовозатратными», то наверняка исходил из того, что такие командировки возможны.

Постановление КМУ от 05.01.98 г. № 10, пунктом 9 которого Минфину было предписано издать командировочную Инструкцию, принято во исполнение требований п/п. 5.4.8 Закона О Прибыли (где Кабмину поручалось установить предельные нормы суточных).

Исходя из этого Минфин должен был издать Инструкцию с учетом требований п/п. 5.4.8 Закона О Прибыли. Однако Минфин, недолго думая, взял определение служебной командировки из прежней Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и на территорию государств — участников СНГ, утвержденной приказом Минфина и Минтруда еще от 06.07.92 г. № 16-102-56/04-2845 (в редакции приказа Минфина от 15.05.95 г. № 80), несущественно подправил там пару слов и тем удовлетворился, оставив за бортом членов руководящих органов.

Таким образом, Инструкция Минфина в этой части не соответствует требованиям п/п. 5.4.8 Закона, а значит, командировки членов руководящих органов следует признать вполне возможными. С некоторыми особенностями, разумеется (например, члену органа ехать в командировку не прикажешь).*

* Здесь нужно упомянуть еще об одной проблеме. Несмотря на то что Закон О Прибыли предписал Кабмину установить предельные нормы суточных для всех командированных, Кабмин их установил только для работников.

А в связи с тем что для членов органов предельные нормы не установлены, кое у кого может возникнуть соблазн выплачивать им суточные в размере, например, $1000.

Мы бы все-таки делать этого не стали, поскольку тут налицо пробел в праве: Кабмин должен был установить нормы членам, но этого не сделал. На наш взгляд, здесь следует применять аналогию закона, то есть использовать те же нормы, что и для работников.

Кстати, ГНАУ, как ни странно (очень редкий для нее случай), стоит, похоже, на позиции Закона, а не Инструкции. Это следует, например, из письма ГНАУ от 06.08.98 г. № 8596/11/15-2216 или из консультации в «Вестнике налоговой службы Украины» № 4/2001*.

* См. «Бухгалтерскую газету» № 6'2001, с. 12 .

Теперь посмотрим, кто же является членом руководящих органов плательщика (будем говорить об акционерных обществах, хотя в принципе наши рассуждения применимы ко всем хозобществам). Согласно ч. 1 и 2 ст. 23 Закона «О хозяйственных обществах»*

* См. «Бухгалтер» № 17–18'2001, с. 116.

«управление обществом осуществляют его органы, состав и порядок избрания (назначения) которых осуществляются в соответствии с видом общества.

Должностными лицами органов управления общества признаются председатель и члены исполнительного органа, председатель ревизионной комиссии, а в обществах, где создан совет общества (наблюдательный совет),— председатель и члены совета общества (наблюдательного совета)».

Отметим, что п/п. 5.4.8 Закона О Прибыли говорит о «руководящих органах», а Закон о хозобществах, как видим,— об органах, осуществляющих управление. Различаются ли в данном случае эти понятия? В «Большом толковом словаре современного украинского языка» (Киев-Ирпень, 2001) слово «руководить» («керувати») определяется как «спрямовувати дiяльнiсть кого-, чого-небудь; бути на чолi когось, чогось; давати вказiвки; розпоряджатися». А одно из значений слова «управлять» («управляти») — «спрямовувати дiяльнiсть, роботу кого-, чого-небудь; бути на чолi когось, чогось; керувати». То есть руководящие органы и органы управления — это одно и то же.

А теперь посмотрим на приведенную выше ч. 2 ст. 23 Закона «О хозяйственных обществах». Из этой нормы некоторые специалисты сделали вывод, что органами управления хозобщества являются исполнительный орган (в АО — правление), ревизионная комиссия и наблюдательный совет, поэтому командировка акционера, не входящего в эти органы, на валовые затраты не идет.

Однако данный вывод, на наш взгляд, некорректен. Согласно ч. 1 ст. 23 управление обществом осуществляют его органы. В число этих органов безусловно входит и высший орган АО — общее собрание. А все акционеры АО являются членами этого органа.*

* Если к участникам общего собрания применима такая терминология.

Часть же вторая ст. 23 говорит лишь о том, кто является должностными лицами органов управления. Общее определение должностных лиц содержится в примечании 1 к ст. 364 Уголовного кодекса*:

* См. «Бухгалтер» № 15'2001, с. 26.

«Должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с исполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию».

Понятно, что простой акционер под это определение не подпадает, поэтому должностным лицом органов управления он, естественно, не является. Да и вообще, должностных лиц у общего собрания быть не может. Все акционеры, в принципе, равноправны (ну, конечно, относительно, поскольку голосование проводится по принципу одна акция — один голос, и тот, кто имеет больше акций, имеет и больше голосов).

Так что отсутствие в ч. 2 ст. 23 Закона «О хозяйственных обществах» упоминания об общем собрании вполне объяснимо. Ну что бы оно делало в ч. 2 ст. 23, если у него нет должностных лиц?

Из всего вышеизложенного делаем вывод: акционер, по идее, является членом руководящего органа АО, и включать расходы на его командировку в валовые затраты, видимо, все-таки можно.

Впрочем, если вы не уверены, что сможете отстоять свою правоту в споре с налоговой, лучше не рискуйте, а просто примите своего акционера на работу на время командировки. И все проблемы исчезнут сами собой.

Леонид Карпов
"Бухгалтер" № 8 за 2002 год
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

UNREAD_POST налоговик » 07 июн 2011, 10:10

Такая старая консультация есть из «Віснику податкової служби України»

? Чи включаються до складу валових витрат підприємства витрати на відрядження членів спостережної ради ВАТ?

Скрытый текст: показать
Статтею 89 Господарського кодексу України від 16.01.2003 р. № 436-IV (зі змінами та доповненнями, за текстом – Господарський кодекс) визначено, що посадовими особами товариства визнаються голова та члени виконавчого органу, голова ревізійної комісії (ревізор), а у разі створення ради товариства (спостережної ради) – голова і члени цієї ради. Обмеження щодо поєднання однією особою зазначених посад встановлюються законом.

Також частиною другою ст. 23 Закону «Про господарські товариства» від 19.09.91 р. № 1576-XII (зі змінами та доповненнями) визначено, що посадовими особами органів управління товариства визнаються голова та члени виконавчого органу, голова ревізійної комісії, а у товариствах, де створено раду товариства (спостережну раду), – голова та члени ради товариства (спостережної ради).

Відповідно до п. 1.2 Порядку застосування норм пункту 15.4 статті 15 Закону України «Про порядок погашення зобов'язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами», затвердженого наказом ДПА України від 19.03.2001 р. № 113 (зареєстровано в Мін'юсті України 28.03.2001 р. за № 284/5475, за текстом – Порядок № 113), посадові особи – це фізичні особи, які займають постійно чи тимчасово на підприємствах, в установах чи організаціях (юридичних особах – платниках податків) незалежно від форм власності посади, пов'язані з виконанням організаційно-розпорядчих або адміністративно-господарських обов'язків, або виконують такі обов'язки за спеціальним повноваженням. 

Підпунктом 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закону України «Про оподаткування прибутку підприємств» від 28.12.94 р. № 334/94-ВР (у редакції Закону України від 22.05.97 р. № 283/97-ВР, зі змінами та доповненнями, за текстом – Закон № 334/94-ВР) передбачено, що до складу валових витрат включаються витрати на відрядження фізичних осіб, що перебувають у трудових відносинах з таким платником податку або є членами керівних органів платника податку, у межах фактичних витрат особи, яку відряджено, на проїзд (включаючи перевезення багажу) як до місця відрядження і назад, так і за місцем відрядження, оплату вартості проживання у готелях (мотелях), а також включених до таких рахунків витрат на харчування чи побутові послуги (прання, чистка, лагодження та прасування одягу, взуття чи білизни), найм інших жилих приміщень, телефонних рахунків, оформлення закордонних паспортів, дозволів на в'їзд (віз), обов'язкового страхування, витрат на усний та письмовий переклади, інших документально оформлених витрат, пов'язаних з правилами в'їзду та перебування у місці відрядження, включаючи будь-які збори і податки, що підлягають сплаті у зв'язку зі здійсненням таких витрат. 

Зазначені витрати можуть бути включені до складу валових витрат платника податку лише за наявності підтверджуючих документів, що засвідчують вартість цих витрат у вигляді транспортних квитків або транспортних рахунків (багажних квитанцій), рахунків з готелів (мотелів) або від інших осіб, що надають послуги з розміщення та проживання фізичної особи, страхових полісів тощо. Не включається до складу витрат платника податку готівка, витрачена на цілі, визначені підпунктами 5.3.1 та 5.4.4 цієї статті, а також на цілі, не пов'язані з відшкодуванням особистих витрат фізичної особи, яка перебуває у відрядженні.

Не дозволяється відносити до складу витрат на харчування вартість алкогольних напоїв та тютюнових виробів, суми «чайових», за винятком випадків, коли суми таких «чайових» включаються до рахунку згідно із законами країни перебування, а також плати за видовищні заходи.

Будь-які витрати на відрядження можуть бути включені до складу валових витрат платника податку за наявності підтверджуючих документів щодо зв'язку такого відрядження з основною діяльністю такого платника податку – запрошень приймаючої сторони, діяльність якої збігається з діяльністю платника податку; укладеного договору (контракту); інших документів, які встановлюють або засвідчують бажання встановити цивільно-правові відносини; документів, що засвідчують участь особи, яка відряджена стороною, у переговорах, конференціях або симпозіумах, які проводяться за тематикою, що збігається з основною діяльністю платника податку.

За запитом представника податкового органу платник податку має забезпечити за власний рахунок переклад звітних та підтверджуючих документів, виданих іноземною мовою.

Оскільки члени спостережної ради відповідно до законодавства є членами керівних органів платника податку, то витрати на їх відрядження може бути віднесено до складу валових витрат за правилами, встановленими пп. 5.4.8 п. 5.4 ст. 5 Закону № 334/94-ВР.

 

Відповідь підготовлено за сприяння: 
 
Олексія Задорожного 
Заступника директора Департаменту податку
на прибуток та інших податків і зборів
(обов'язкових платежів) ДПА України
Валентина Завгороднєва 
Начальника відділу адміністрування податку
на прибуток та інших платежів

«Вісник податкової служби України», січень 2007 р., № 1–2 (428), с. 83

За это сообщение автора налоговик поблагодарили: 2
Анна Сергеевна, vins
Аватар пользователя
налоговик
 
Сообщений: 3662
Зарегистрирован: 20 ноя 2010, 23:29
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 1618 раз.

UNREAD_POST Kloshar » 07 июн 2011, 10:12

vins писал(а):Не стал искать по ветке, но вопрос возникал - о том, как считать суточные, точнее сутки.
Оказывается, не только на семинарах Лиги рассказывают, что сутки - это только если 24 часа. Дебет-Кредит на тех же позициях (№ 23 за 2011 год, с. 33).
ГНАУ письмом от 12.05.2011 г. No5675/5/15-0316 разъяснила, что суточные выплачиваются за каждый день пребывания работника в командировке, учитывая выходные, праздничные и нерабочие дни (включая день выбытия и день прибытия). А вот осторожные бухгалтеры будут считать количество ночей, т. е. день отъезда и день приезда — 1 сутки (как это считалось до 1997 года).

До 31.03.2011 г. в пп. 5.4.8 Закона о прибыли предусматривалось списание в составе ВР сумм суточных из расчета за каждый день командировки, включая день выезда и приезда. Но с 01.04.2011 г. в налоговом учете списание сумм суточных в составе налоговых расходов производится в соответствии с пп. 140.1.7 НКУ из расчета на сутки,
поэтому автор считает, что суммы суточных в составе налоговых расходов списываются не по дням, а по суткам командировки!

... предприятие как направляло работника в командировку на срок в днях, так и продолжает направлять в днях. Только, по мнению автора, в этих днях есть определенное количество суток, которое необходимо определить для налогового учета.
Каких только вариантов автор не наслушалась на семинарах в части определения «суток» командировки... И время, когда работник вышел из офиса и вернулся в него из командировки. И время, когда у него отбывает транспорт (поезд или самолет) и прибывает назад. И это время является стартом и финишем при исчислении количества часов для подсчета суток командировки. Даже были предложения по исчислению среднечасовой суммы суточных.
Но оставим все эти догадки.
Обратимся к Инструкции No59. Хотя она касается только госпредприятий, но применять ее как рекомендательную можно всем предприятиям. Порядок определения суток командировки нам подсказывает сама Инструкции No59 в п. 8 раздела: «Днем выбытия в командировку считается день (а не час, поэтому никаких среднечасовых суточных! — Прим. автора) отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства с места постоянной работы командированного работника, а днем прибытия из командировки — день прибытия транспортного средства в место постоянной работы командированного работника. При отправлении транспортного средства до 24-х часов включительно днем выбытия в командировку считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее — следующие сутки».
Все четко: день командировки — это день, указанный в приказе о командировке. И сутки этого дня начинаются в 00:00 часов и заканчиваются в 24:00 часа, вторые сутки начинаются уже в 00:00 часов следующего дня, и так далее — до дня возвращения. Обратите внимание: для определения суток должна учитываться ночь — переход часов
на 00:00 часов следующего дня. И здесь начинается самое интересное!
Поскольку ГНАУ до сих пор не предоставила официальных разъяснений, определение суток можно условно разделить на два варианта.
Вариант 1. Для смелых бухгалтеров «сутки = день командировки».
Вариант 2. Для осторожных бухгалтеров (к ним относится и автор статьи) количество суток лучше всего определять по количеству ночей в командировке, поскольку пп. 140.1.7 НКУ не определяет порядок исчисления суток для сумм суточных. Становится понятно, что день выезда и день приезда охватывают одну ночь. А значит, одни сутки. Все остальные дни командировки с ночами охватывают полные сутки.



Автора, вернее авторшу нужно лечить, немедленно.

За это сообщение автора Kloshar поблагодарил:
vins
Kloshar
 
Сообщений: 683
Зарегистрирован: 12 мар 2011, 16:17
Благодарил (а): 92 раз.
Поблагодарили: 158 раз.

UNREAD_POST Анна Сергеевна » 07 июн 2011, 17:54

[size=150]"налоговик"Такая старая консультация есть из «Віснику податкової служби України»
? Чи включаються до складу валових витрат підприємства витрати на відрядження членів спостережної ради ВАТ? [/size]
Про расходы и порядок руководящих членов мне все понятно для тех,кто проживает по месту .Командировка этих акционеров-нерезидентов получается " наоборот" - проживание в гостинице здесь,проезд сюда,суточные как по Украине ( ?).Члены НС приезжают на место работы.[i]Мы принимающая сторона.Нужно компенсировать расходы без НДФЛ,получать ИНН не хотят.Дайте совет.[/i]
Аватар пользователя
Анна Сергеевна
 
Сообщений: 258
Зарегистрирован: 25 фев 2011, 13:06
Благодарил (а): 133 раз.
Поблагодарили: 79 раз.

UNREAD_POST vins » 07 июн 2011, 18:55

Анна Сергеевна писал(а):[size=150]"налоговик"Такая старая консультация есть из «Віснику податкової служби України»
? Чи включаються до складу валових витрат підприємства витрати на відрядження членів спостережної ради ВАТ? [/size]
Про расходы и порядок руководящих членов мне все понятно для тех,кто проживает по месту .Командировка этих акционеров-нерезидентов получается " наоборот" - проживание в гостинице здесь,проезд сюда,суточные как по Украине ( ?).Члены НС приезжают на место работы.[i]Мы принимающая сторона.Нужно компенсировать расходы без НДФЛ,получать ИНН не хотят.Дайте совет.[/i]


Придется обосновывать, конечно.
Анна Сергеевна писал(а):получается " наоборот" - проживание в гостинице здесь,проезд сюда,суточные как по Украине ( ?)


Но ведь Вы же признаете возможность командировки из филиала в головной офис? Это, конечно, чуть другое, но логика та же.
Мы уже говорили, что под понятие служебной командировки, которое в Инструкции, такая поездка изначально не попадает. Но нужно обосновывать ссылкой на прямое указание в НКУ возможности возмещения расходов на такие поездки.

Суточные - как для членов наблюдательного совета :)
Т.е. для них можно ведь отдельный размер установить. Обосновать, почему такой.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
Анна Сергеевна
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

UNREAD_POST vins » 08 июн 2011, 09:34

Включение в счет гостиницы питания размер суточных не уменьшает


ЄДИНА БАЗА ПОДАТКОВИХ ЗНАНЬ

Чи зменшується розмір добових для працівників підприємств не бюджетної сфери, якщо до рахунку на проживання включено вартість одно, двох або трьох разове харчування?

Відповідно до пп.140.1.7 п.140.1 ст.140 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року №2755-VI (далі - ПКУ) при визначенні об'єкта оподаткування враховуються витрати на відрядження фізичних осіб, які перебувають у трудових відносинах із таким платником податку або є членами керівних органів платника податку, в межах фактичних витрат особи, яка відряджена, зокрема, витрати на оплату вартості проживання у готелях (мотелях), а також включених до таких рахунків витрат на харчування. Зазначені витрати можуть бути включені до складу витрат платника податку лише за наявності підтвердних документів, що засвідчують вартість цих витрат у вигляді рахунків, отриманих із готелів (мотелів) або від інших осіб, що надають послуги з розміщення та проживання фізичної особи. Не дозволяється включати до складу витрат на харчування вартість алкогольних напоїв і тютюнових виробів, суми "чайових", за винятком випадків, коли суми таких "чайових" включаються до рахунку згідно із законами країни перебування, а також плату за видовищні заходи. Разом з цим абзацом 4 пп.140.1.7 п.140.1 ст.140 ПКУ визначено, що до складу витрат на відрядження відносяться також витрати, не підтверджені документально, на харчування та фінансування інших власних потреб фізичної особи (добові витрати), понесені у зв'язку з таким відрядженням у межах території України, але не більш як 0,2 розміру мінімальної заробітної плати, що діяв для працездатної особи на 1 січня звітного податкового року, в розрахунку на добу, а для відряджень за кордон - не вище 0,75 розміру мінімальної заробітної плати, що діяв для працездатної особи на 1 січня звітного податкового року, в розрахунку на добу. Отже, для підприємств не бюджетної сфери зменшення добових витрат, що враховуються при обчисленні податку на прибуток у складі витрат, на вартість харчування, включену до рахунку на проживання, ПКУ не передбачено.

За это сообщение автора vins поблагодарил:
Kloshar
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

UNREAD_POST vins » 08 июн 2011, 10:13

Печкин писал(а):
Жулико писал(а):
Я что-то путаю или все-таки работникам, работа которых носит передвижной характер, суточные не платятся? :)

По выбору предприятия платятся либо суточные, либо надбавка за разъездной характер работ.


ИМХО тут определяющим является характер работ.
Если работа носит передвижной характер, то суточные не выплачиваются.


ЄДИНА БАЗА ПОДАТКОВИХ ЗНАНЬ

Чи враховуються у складі витрат при визначенні об’єкта оподаткування витрати на проїзд, проживання та виплату надбавки (в розмірі добових), що виплачуються працівникам, робота яких має роз’їзний (пересувний) характер роботи, якщо документи на відрядження не оформляються (підставою для таких виплат є трудовий договір)?
Особливості врахування витрат на відрядження у складі витрат при обчисленні об’єкта оподаткування визначено пп. 140.1.7 п.140.1 ст.140 Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року №2755-VI (далі - ПКУ). Зазначені витрати можуть бути включені до складу витрат платника податку лише за наявності підтвердних документів, що засвідчують вартість цих витрат. Згідно з п.1 та 2 Інструкції про службові відрядження в межах України та за кордон, затвердженою наказом Мінфіну України від 13.03.98 р. № 59 (у редакції наказу Міністерства фінансів України від 17.03.2011 № 362, далі – Інструкція №59) службовим відрядженням вважається поїздка працівника за розпорядженням керівника органу державної влади, підприємства, установи та організації, що повністю або частково утримується (фінансується) за рахунок бюджетних коштів (далі - підприємство), на певний строк до іншого населеного пункту для виконання службового доручення поза місцем його постійної роботи (за наявності документів, що підтверджують зв'язок службового відрядження з основною діяльністю підприємства). У випадках, коли філії, дільниці та інші підрозділи підприємства знаходяться в іншій місцевості, місцем постійної роботи вважається той підрозділ, робота в якому обумовлена трудовим договором (контрактом). Службові поїздки працівників, постійна робота яких проходить у дорозі або має роз'їзний (пересувний) характер, не вважаються відрядженнями, якщо інше не передбачено законодавством, колективним договором, трудовим договором (контрактом) між працівником і власником (або уповноваженою ним особою/керівником).
Постановою Кабінету Міністрів України від 31 березня 1999 року № 490 "Про надбавки (польове забезпечення) до тарифних ставок і посадових окладів працівників, направлених для виконання монтажних, налагоджувальних, ремонтних і будівельних робіт, та працівників, робота яких виконується вахтовим методом, постійно проводиться в дорозі або має роз'їзний (пересувний) характер" установлено, що підприємства, установи, організації самостійно встановлюють надбавки (польове забезпечення) до тарифних ставок і посадових окладів працівників, направлених для виконання монтажних, налагоджувальних, ремонтних і будівельних робіт, та працівників, робота яких виконується вахтовим методом, постійно проводиться в дорозі або має роз'їзний (пересувний) характер, у розмірах, передбачених колективними договорами або за погодженням із замовником. Граничні розміри надбавок (польового забезпечення) працівникам за день не можуть перевищувати граничні норми витрат, установлених Кабінетом Міністрів України для відряджень у межах України. Отже, якщо колективним договором, трудовим договором (контрактом) службові поїздки працівників, робота яких має роз'їзний (пересувний) характер, визначені як відрядження, то витрати на проїзд, наймання житлового приміщення, та надбавки (в розмірі добових), що виплачуються таким працівникам, за умови виконання вимог Інструкції №59 (оформлення відповідного наказу (розпорядження) керівника підприємства тощо) можуть бути віднесені до складу витрат. Якщо такі поїздки, не визначені колективним договором, трудовим договором (контрактом) як відрядження або документально не оформлені, то зазначені витрати не враховуються при визначенні податку на прибуток. Разом з цим, п. 142.1 ст.142 ПКУ встановлено, що до складу витрат платника податку включаються витрати на оплату праці фізичних осіб, що перебувають у трудових відносинах з таким платником податку (далі - працівники), які включають нараховані витрати на оплату основної і додаткової заробітної плати та інших видів заохочень і виплат виходячи з тарифних ставок, у вигляді премій, заохочень, відшкодувань вартості товарів, робіт, послуг, витрати на оплату авторської винагороди та за виконання робіт, послуг згідно з договорами цивільно-правового характеру, будь-яка інша оплата у грошовій або натуральній формі, встановлена за домовленістю сторін відповідно до колективних договорів (угод), (крім сум матеріальної допомоги, які звільняються від оподаткування згідно з нормами розділу IV цього Кодексу). Відповідно до ст. 21 Кодексу законів про працю України трудовий договір є угода між працівником і власником підприємства, установи, організації або уповноваженим ним органом чи фізичною особою, за якою працівник зобов'язується виконувати роботу, визначену цією угодою, з підляганням внутрішньому трудовому розпорядкові, а власник підприємства, установи, організації або уповноважений ним орган чи фізична особа зобов'язується виплачувати працівникові заробітну плату і забезпечувати умови праці, необхідні для виконання роботи, передбачені законодавством про працю, колективним договором і угодою сторін. Таким чином, у разі якщо трудовими договорами (контрактами) встановлено надбавки (польове забезпечення) до тарифних ставок і посадових окладів працівників, робота яких має роз'їзний (пересувний) характер, то платник податку має право врахувати зазначені витрати при визначенні податку на прибуток підприємства на підставі пп. 142.1 ст.142 ПКУ.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

UNREAD_POST vins » 16 июн 2011, 10:35

Неофициальный ответ Минфина (может, воплотиться в письмо)

З 1 квітня 2011 року, виходячи з норм чинного законодавства з питань службових відряджень, у разі направлення працівника у службове відрядження посвідчення про відрядження оформляти не потрібно.
Відповідно до Інструкції про службові відрядження в межах України та за кордон, затвердженої наказом Міністерства фінансів від 13.03.98 № 59 (у редакції наказу Міністерства фінансів від 17.03.98 № 362), сума добових визначається згідно з наказом про відрядження та відповідними первинними документами. Під первинними документами розуміються документи, які підтверджують перебування працівника у місці відрядження: транспортні квитки, рахунки, отримані з готелів (мотелів) або від інших осіб, що надають послуги з розміщення та проживання відрядженого працівника тощо.
У разі, якщо працівник під час перебування у відрядженні не здійснював жодних витрат, пов’язаних із таким відрядженням, і як наслідок - відсутні вказані первинні документи, сума добових в даному випадку буде визначатися лише згідно з наказом.
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

UNREAD_POST vins » 16 июн 2011, 16:05

ГНАУ подтверждает - затраты на приобретение товаров, работ и услуг у ФЛП на ЕН, даже в рамках командировки, не включаются в расходы

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 27.04.2011 г. № 11953/7/15-0317
[1.] Согласно п/п. 139.1.12 п. 139.1 ст.139 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) не включаются в состав затрат расходы, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог (кроме расходов, понесенных в связи с приобретением работ, услуг у физического лица — плательщика единого налога, осуществляющего деятельность в сфере информатизации).
Таким образом, плательщики налога на прибыль предприятия не имеют права включать в затраты суммы расходов, понесенных в связи с приобретением товаров (работ, услуг) и других материальных и нематериальных активов у физического лица — предпринимателя, уплачивающего единый налог, в том числе расходов на проживание в гостинице, собственником которого является ФОП, уплачивающий единый налог, во время командировки работника предприятия. При этом Кодексом не предусмотрены ограничения относительно включения в состав затрат плательщика налога на прибыль расходов, связанных с приобретением товаров (работ, услуг) у физического лица — предпринимателя на общей системе налогообложения.
[2.] Что касается расходов на проживание во время командировки работника предприятия, то согласно п/п. 140.1.7 п. 140.1 ст. 140 Кодекса при назначении объекта налогообложения учитываются расходы на командировки физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с таким плательщиком налога или являющихся членами руководящих органов плательщика налога, в рамках фактических расходов командированного лица на проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте), оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт и глаженье одежды, обуви или белья), на наем других жилых помещений, оплату телефонных разговоров, оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхование, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.
Указанные в части первой данного подпункта расходы могут быть включены в состав затрат плательщика налога только при наличии подтверждающих документов, удостоверяющих стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажный квитанций), в том числе электронных билетов при наличии посадочного талона и документа об уплате по всем видам транспорта, в том числе чартерных рейсов, счетов, полученных из гостиниц (мотелей) или от других лиц, предоставляющих услуги по размещению и проживанию физического лица, в том числе бронированию мест в местах проживания, страховых полисов, и т. п.
Вместе с тем в п. 6 раздела «Общие положения» Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 13.03.98№ 59 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 17 марта 2011 года № 362 (с изменениями и дополнениями)), зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31 марта 1998 года за № 218/2658 (далее — Инструкция), определено, что руководитель предприятия может устанавливать дополнительные ограничения в отношении сумм и целей использования средств, предоставленных на командировку: расходов на наем жилого помещения, на бытовые услуги, транспортные и другие расходы. Указанные в данном абзаце ограничения вводятся приказом (распоряжением) руководителя предприятия.
В этом случае в состав затрат предприятия включается сумма расходов командированного работника на проживание в размере, не превышающем установленные приказом руководителя предприятия ограничения.
Заместитель Председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины, заместитель Председателя ГНА Украины
А. Любченко
Аватар пользователя
vins
 
Сообщений: 6625
Зарегистрирован: 27 дек 2010, 12:38
Благодарил (а): 2693 раз.
Поблагодарили: 2868 раз.

Пред.След.

  • Похожие темы
    Ответов
    Просмотров
    Последнее сообщение

Вернуться в НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: Gb, nachfin, Ya